Второй «Советский»

Район на 170 тысяч жителей задумали в самом чистом месте города — строители обещают через 20 лет удивить всех комплексами на манер курортов, эколог уже бьет тревогу
В Красноярске разрабатывают концепцию нового микрорайона «Плодово-ягодный» на 170 тыс. жителей. Он станет вторым по численности населения после Советского района и растянется между сельхозакадемией на Стасовой и ж/д путями у Овинного. Какие застройщики и в какие сроки будут осваивать территорию, узнавала корреспондент НГС.ЖИЛКОМ.

Концепция нового, второго по численности населения после Советского района Красноярска на 170 тыс. жителей была представлена компанией «Монолитхолдинг» на Красноярском экономическом форуме. Разговоры о жилмассиве «Плодово-ягодный» идут с 2011 года. Застройщик имеет там три разрозненных арендованных участка в 140 га из общих 700 га и хочет развивать их совместно с другими компаниями. Рост города на юго-запад предполагает генплан до 2033 года. Кто кроме «Монолитхолдинга» будет осваивать земли, в департаментах градостроительства, архитектуры и муниципального имущества мэрии пока не знают.

В «Монолитхолдинге» говорят, что развитие территории может занять около 20 лет и освоение начнется не раньше, чем через 4 года. Представленная информация — лишь «широкие мазки» без прорисовки деталей. Представитель компании Татьяна Скурихина поясняет: «Мы, работая над планированием наших участков, пришли к выводу, что было бы логичней и полезней для города осваивать сразу всю территорию. Наши участки должны быть вписаны в общую инфраструктуру. Не "кусочничать", как на "Взлетке", где каждый разрабатывает свой участок».

О будущем районе от сельхозакадемии на ул. Стасовой до ж/д путей у Бугача и Овинного известно пока немного: общая жилая площадь района составит 5,3 млн кв. м. Предполагается 2-3 поликлиники, 9 аптек, 9 физкультурно-спортивных центров. В концепции заложены детские сады на более чем 8 тыс. мест, школы на 16,6 тыс. мест.

Читатели НГС.НОВОСТИ в новости о появлении восьмого района города увидели угрозу лесам в сáмом чистом пригороде.

Однако представители «Монолитхолдинга» и автор концепции (архитектор, и.о. директора института «Горпроект» Артур Пилипенко) уверяют: главная задача — вписать застройку в существующий ландшафт. Под условной концепцией проекта «городской курорт», уверяют они, кроется облагораживание водоемов, находящихся в «плачевном состоянии», развитие заброшенных садов облепихи, сливы и яблонь, создание зон отдыха и спорта. Таким образом разработчики хотят создать альтернативу многолюдному о. Татышев. При этом, обещает застройщик, найдется место не только жилью класса «комфорт», но и «эконом».

Информацию о том, что земли под микрорайон — это поля, а не леса, подтверждает справочник 2ГИС. Место на пути к Овинному от нынешних границ Плодово-ягодной станции, окруженной деревьями, занимают пустыри, ручьи и озера. Улицы самой станции делят покосившиеся лачуги с теплицами и роскошные коттеджи, охраняемые приезжими из ближнего зарубежья и собаками. Цены на дома, согласно «Жилкому», варьируются от 3 млн руб. за половину деревянного дома на 2 владельцев до 15 млн руб. за коттедж (189 кв. м) на 15 сотках. Среди достоинств покупатели отмечают «чистый воздух и красивые виды».

Строительство в чистом поле, по мнению руководителя архитектурной мастерской «А2» Бориса Шаталова, как и точечная застройка, имеет плюсы и минусы. «Из плюсов: ты не тащишь на себе груз ветхих элементов застройки, у тебя все новое и по новым технологиям, упорядоченно на уровне сегодняшних нормативов и потребностей», — говорит он о проектировании. Среди минусов строители отмечают отсутствие коммуникаций в полях. «Построить дом — 15 % проблем, подключить — огромные деньги. Это общегородская проблема», — говорила ранее замдиректора «Арбана» Ирина Одинец.

Оценивать концепцию без конкретики г-н Шаталов не берется, лишь отмечает:

«Главное, чтобы это делалось осмысленно, согласованно, чтобы люди не остались без предприятий обслуживания, дорог, коммуникаций».

Избежать этого, ранее говорили в департаменте архитектуры, возможно только заранее проектируя полноценный жилмассив. Вопрос появления школ и детсадов зависит от городского бюджета.

Несмотря на заявления «Монолитхолдинга», что леса останутся нетронутыми, эколог и представитель движения «Зеленая Россия» Сергей Шахматов увидел экологическую угрозу для будущего района. Она возможна в случаях, если власти и застройщики не продумают вопросы двух основных источников загрязнения — автотранспорта и отопления. Первый без должной дорожной инфраструктуры грозит заторами и выхлопными газами.

«Второй вопрос, — продолжает собеседник, — как обеспечивать теплом и водой район с 170 тыс. жителей? Котельных и больших предприятий теплоэнергетики там нет. Если будут строить новое предприятие — это дополнительные выбросы». Звание самого чистого пригорода Красноярска у микрорайона может отнять топка бурым углем, считает г-н Шахматов. Более безопасными он называет «транспорт» тепла от существующих больших котельных ТЭЦ, «КраМЗЭнерго», РТК или газоугольных станций на активированном, а не буром угле. На новые, менее вредные, технологии сейчас переходит поселок «Удачный», подытожил эколог.

Помимо нового района «Плодово-ягодный» Красноярск будет расти в сторону полей на территории микрорайона «Солонцы-2» и окраины «Солнечного».

В последнем, по оценке 2ГИС, сегодня 29 стройплощадок. До принятия генплана предполагалось еще одно направление — в сторону Кузнецовского плато. Однако депутаты горсовета решили, что до 2033 года многоэтажки там не появятся.

Территория «Солонцов-2» почти вдвое меньше «Плодово-ягодного» — 400 га, из которых жилье займет 186 га. Еще в 2011 году микрорайон разбили на 12 кварталов. Предполагается, что в районе от путепровода на Авиаторов до Бадалыка будет проживать 60 тыс. горожан, 10 тыс. из них — в эконом-жилье по госпрограмме с ценой от 35 тыс. руб. за «квадрат». Также планируется строительство 6 школ, 9 детсадов, поликлиники, торговых центров и пр. Проектирование в чистом поле, гордятся в департаменте архитектуры мэрии, позволило решить наболевший вопрос с автомобилями: на каждую квартиру — по машино-месту. 21 тыс. машин планируют вместить в подземных гаражах на территории дворов и 7 многоуровневых паркингах не более чем в 300 м от домов. Труднодоступность района планируют побороть с помощью новых магистралей, включая ту, что свяжет «Солонцы-2» с «Солнечным».


Юлия Глушко
Фото depositphotos.com (1), автора (2), Александры Симутиной (3)

Оцените работу журналиста: